Казалось бы – какое переутомление может быть у детей? Если они практически круглосуточно бегают, прыгают, кричат и не соглашаются спать даже поздно ночью? А ведь именно детское переутомление, приводит к серьезным проблемам со здоровьем.

Одним из основных направлений здоровье сбережения школьников является работа по профилактике утомления, заключающаяся в коррекции организации и интенсивности учебного прогресса, обеспечении соответствия учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям ребенка или подростка.
Утомление — естественный физиологический процесс, характеризующийся временным снижением функций в результате выполнения определенного объема работы. Кроме того, быстрому развитию утомления способствуют неблагоприятные санитарно-гигиенические условия, несоблюдение режима труда и отдыха.

Об утомлении школьника свидетельствуют следующие признаки:
1. снижается качество работы (количество правильных ответов), повышается число ошибок;
2. ребенок становится беспокойным, вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается;
3. ухудшается регуляция физиологических функций (внешне это непросто заметить, хотя иногда отмечается повышенная потливость, покраснение лица), а нарушение координации движений при утомлении проявляется в изменении почерка — он становится явно хуже;
4. ребенок жалуется на усталость, а у некоторых детей процесс торможения при утомлении столь силен, что они вдруг могут заснуть.
Можно ли работать без утомления? Ответ будет таков: учебный процесс не может вовсе избежать утомления, но должен строиться так, чтобы отдалить его наступление, и самое главное, предупредить возникновение переутомления! Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний. В конечном счете, все отрицательные последствия обучения имеют в своей основе переутомление, перегрузку.

Факторами, которые провоцируют развитие переутомления, признано считать:

  • младший школьный возраст – нагрузки физические и умственные, постоянные занятия уроками, короткий ночной сон;
  • старший школьный возраст – гормональная перестройка организма, высокая учебная нагрузка.

Стоит учитывать, что переутомление у детей может быть вызвано стрессовыми ситуациями в школе, неблагополучным окружением в семье, напряженными отношениями со сверстниками.

Начальные симптомы переутомления: изменения в поведении школьника, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики и др.), расстройства со стороны сердечно-сосудистой системы, снижение успеваемости. Следует заметить, что микросимптоматика переутомления характеризуется малой очерченностью, стертостью и большой изменчивостью.

Выраженными признаками переутомления являются:
1) резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности;
2) нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истерические реакции);
3) стойкие изменения в регуляции вегетативных функций организма (аритмия, вегетодистония по гипертоническому или гипотоническому типу, нарушение функций желудочно-кишечного тракта, энурез, беспричинное появление сыпи и т. п.);
4) снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.
Профилактика:
1. Повышение двигательной активности (предупреждает переутомление, укрепляет здоровье, способствует предотвращению неврозов).
2. Регулирование учебной нагрузки в течение дня (уроки в школе и самоподготовка) должна соответствовать возрастным возможностям здоровых учащихся.
3. Полноценный сон. Сокращение ночного сна приводят к ухудшению памяти, снижению способности сосредоточиться, к пониженному фону настроения, головной боли и другим функциональным расстройствам психоневрологической сферы.  Продолжительность и кратность сна — для детей 6-7 лет на сон полагается 11,5 ч (10 ч ночью и 1,5 ч днем). Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет: в 7-10 лет — 11-10 ч, в 11-14 лет — 10-9 ч, в 15-17 лет — 9-8 ч.
4. Режим дня — это распределение времени на все виды суточной деятельности и отдыха. Со временем режим приобретает характер стереотипа, подготавливая организм к выполнению определенной деятельности в конкретное время и, значит, облегчает выполнение этой работы. Чередование труда и отдыха.

  1. Время пребывания на свежем воздухе в течение дня —  общая продолжительность пребывания на свежем воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 ч, в среднем — 2,5-3 ч, в старшем — 2-2,5 ч;
    6. Следует учитывать биоритмы функционирования организма. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга определяется в периоды 9-12 час и 16-18 час.
    7. Правильное витаминизированное питание.
    8. Необходимо учитывать и ограничивать деятельность, создающую условия перегрузки для зрительного анализатора (компьютер, телепередачи). Следует воспитывать в детях привычку делать перерывы в работе на компьютере каждые 15-20 — для младших и 20-25 минут для старших. Максимальная продолжительность просмотра телепередач: для средних классов – 1,5 часа, для старшеклассников – 2 часа, не более 2 – 3 раз в неделю.

Чем здоровее будет ребёнок, чем лучше он будет себя чувствовать, тем успешнее будет его обучение в школе.

Врач-инфекционист приёмного отделения Хомбак О.А.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники